Юным техникам обеспечат технологическую поддержку

Корреспондент «ВМ» узнал, какие проекты создают городские юные гении в центрах технологической поддержки образования, созданных на базе ведущих вузов.

Лаборатория Центра технологической поддержки образования Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» уставлена всевозможными изделиями, созданными школьниками на 3D-принтерах и лазерных станках. По полу передвигается маленький робот, объезжая столы и стулья. Сделали его семиклассник московской школы № 170 имени А. П. Чехова Владимир Кириленко и его друг Степан Лапшин.

— Этого робота мы собрали для международных соревнований «Евробот». Он самостоятельно ориентируется в пространстве и даже может передвигать небольшие объекты, — рассказывает Володя, создатель «мозга» робота. — Программировал его я, а собирал Степан.

Второй робот, сделанный ребятами, пока не работает, но юные техники уверены, что на соревнованиях в этом году он не подведет.

Столичные школьники могут бесплатно заниматься в одном из 17 центров технологической поддержки образования (ЦТПО), созданных при федеральных вузах. В распоряжение юных технарей поступают 3D-принтеры, станки для лазерной печати, а также бесценный опыт профессорского состава.

— Подобные центры — это магнит, притягивающий талантливую молодежь. Ребята могут прикоснуться к современным технологиям, получить доступ к мощной вузовской инфраструктуре, — говорит руководитель ЦТПО НИТУ «МИСиС» Владимир Кузнецов. — Именно в нашем центре расположен самый большой в России 3D-принтер, печатающий пластиком.

Помимо обучения на курсах, школьники реализуют на базе центров технической поддержки образования собственные проекты. Например, ученица лицея № 1799 Виолетта Махонина вместе с профессором кафедры безопасности и экологии горного производства Андрианом Батугиным разрабатывает трехмерную модель земной коры в границах Москвы.

— Структура земли блочная, и стыки этих блоков представляют опасность: здания, построенные на таких участках, быстрее разрушаются. Существует даже карта таких разломов. Я начала исследование с района Останкино, а теперь занимаюсь всей Москвой, — поясняет Виолетта.

Десятиклассница хочет создать на 3D-принтере наглядную модель, которая, по мнению Андриана Батугина, поможет в исследованиях земной коры и, возможно, даже предотвратит серьезные аварии.

Новое и, пожалуй, одно из самых интересных направлений Центра на базе НИТУ «МИСиС» — это интернет вещей. Вместе со студентами и преподавателями университета школьники создают бытовые предметы, которыми можно управлять из любой точки мира.

— Ребята создали светильник, который можно включать и выключать откуда угодно при помощи приложения. А еще у нас есть прибор, который выдает сладости за каждый лайк, поставленный на официальной странице нашего центра в социальных сетях, — объясняет Владимир Кузнецов суть нового образовательного курса.

В системе ЦТПО занимаются около 30 тысяч школьников в год. По данным статистики, порядка 70 процентов обучающихся впоследствии поступают в профильные технические вузы.

Алексей Хорошилов, Вечерняя Москва

Директор Института биомедицинской инженерии Фёдор Сенатов на визионерской сессии «Прекрасное не далеко. Квантовый мир завтрашнего дня»Директор Института биомедицинской инженерии Фёдор Сенатов на визионерской сессии «Прекрасное не далеко. Квантовый мир завтрашнего дня»