В ходе выполнения проекта по Соглашению о предоставлении субсидии от 27.06.2014 № 14.575.21.0042 с Минобрнауки России в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на
- Проведено обобщение теоретических и экспериментальных работ, оценка полноты их выполнения и эффективности полученных результатов в сравнении с современным научно-техническим уровнем.
- Разработан лабораторный технологический регламент на процесс получения экспериментальных образцов лёгкого жаропрочного материала на интерметаллидной основе (гамма-алюминид титана с комплексным многокомпонентным легированием).
- Разработан проект технического задания на проведение ОТР.
- Разработаны рекомендации и предложения по использованию результатов проведенной ПНИ в реальном секторе экономики.
При этом были получены следующие результаты:
Итоговое комплексное рассмотрение структурно-фазовых, композиционных и прочностных параметров экспериментального микроструктурированного жаропрочного сплава Ti-44Al-5Nb-3Cr-1.5Zr (ат.%) позволяет сделать вывод о том, что полученный в результате разработанной высокоэффективной лабораторной технологии материал полностью удовлетворяет достижению целей ПНИ и в целом соответствует (превосходя по параметрам прочности и низкотемпературной пластичности) лучшим зарубежным образцам аналогичных сплавов, предназначенных для экстремальных условий применения в составе турбин авиационных двигателей. Показано, что наработанный в лабораторных условиях сплав удовлетворяет требованиям современного авиационного турбостроения по микроструктуре и жаропрочности.
Окончательный вариант лабораторного регламента предусматривает обработку сплава Ti-44Al-5Nb-3Cr-1.5Zr (ат.%), показавшего наилучшие свойства из 6 разработанных в проекте интерметаллических составов.
Проведена краткая оценка возможности создания конкурентоспособной продукции на основе достигнутых результатов ПНИ и разработаны рекомендации по использованию этих результатов. Ситуация с созданием высокоэффективных авиационных двигателей в России оценена как отставание, приводящее к устойчивой тенденции установки зарубежных двигателей на воздушные суда российского производства. Исполнители ПНИ считают, что повышение конкурентноспособности отечественного авиадвигателестроения возможно в рамках созданной Национальной Технологической Платформы (НТП) «Авиационная мобильность и авиационные технологии». Отмечено, что цели, объекты исследований, высокотехнологичных разработок, применяемых в настоящем проекте, и полученные результаты целиком отвечают задачам НТП, а также Национального проекта «Самолет-2020, МС-21» в части создания перспективных материалов для жаропрочных компонентов высокоэффективного авиационного двигателя.
Исходя из успешности и актуальности ПНИ, предложено использовать её результаты для постановки опытно-технологической работы (ОТР) по разработке технологии изготовления заготовок Ti-44Al-5Nb-3Cr-1.5Zr для турбинных лопаток методом высокоградиентной направленной бестигельной кристаллизации.