На какие должности могут рассчитывать подростки
В июле вступили в силу поправки в Трудовой кодекс, позволяющие подросткам с 15 лет работать по трудовому договору. Молодые люди, окончившие 9 классов, могут заниматься «легким трудом, не причиняющим вреда здоровью». При согласии одного из родителей подписать трудовой договор подросток может и с 14 лет.
Раньше заключать трудовой договор с подростком можно было только на время, свободное от учебы. Теперь в законе установлено, что в возрасте от 14 до 15 лет работать можно четыре часа в день, от 15 до 16 лет — пять часов, от 16 до 18 лет — семь часов.
Более половины (54 процента) родителей подростков считают, что первый опыт работы нужно получить в 14 лет, показал опрос HeadHunter. Только 6 процентов лучшим возрастом для первого трудоустройства называют 18 лет. Однако реальность отстает от ожиданий: 65 процентов россиян, у которых есть дети старше 14 лет, признались, что подростки еще не работают. У 7 процентов опрошенных дети начали работать в 15 лет. Преимуществами раннего трудоустройства родители называют рост ответственности и самостоятельности, подготовку к взрослой жизни, финансовую независимость. Только 2 процента не видят плюсов в ранней работе, при этом 70 процентов все же опасаются, что их дети столкнутся с мошенниками или плохими условиями труда.
Лучшим вариантом для подростков родители считают вакансии административного персонала. Однако на практике найти работу ребятам младше 18 лет не так просто. И первый приходящий в голову вариант — McDonald s — берет на работу только совершеннолетних.
«Его не взяли в McDonalds, KFC, Starbucks, кофейню в бизнес-центре, сеть магазинов «Республика», — рассказывает Ольга, мама
17-летнего Александра.
Ранее подростку удалось устроиться расклейщиком объявлений, но в итоге ему не заплатили. Сейчас его готовы были взять раннером в сеть ресторанов паназиатской кухни — это официант, который только подает блюда гостям и забирает тарелки, но не принимает заказ и не имеет отношения к деньгам. Но этот вариант не пригодился, так как Саше удалось найти подработку по будущей профессии — сценаристом. В 15 лет он подрабатывал фотографом в парке, продавал у метро колпачки Деда Мороза перед Новым годом — оба раза неофициально, без трудового договора.
В российском обществе пока присутствует стереотип, что подростки работают от безысходности, когда родители не могут их содержать, обратила внимание генеральный директор консалтинговой компании «ММ-Класс», психолог Марина Мелия-мл. В развитых странах отношение к этому совсем иное, и дети из совершенно разных социальных классов, в том числе и самых обеспеченных, подрабатывают развозом газет или молока, работают кедди на гольф-полях, продают мороженое на пляже, собирают урожай.
«Когда подросток сам начинает зарабатывать, у него формируется правильное отношение к деньгам, он начинает понимать, что добывает их усилиями, а не „достает из тумбочки“, и уже по-другому относится к тем карманным деньгам, которые дают ему родители, понимает их цену», — отметила эксперт.
В России все вакансии для подростков можно разделить на две группы, рассказала шеф-редактор Rabota.ru Анна Чуксеева. Первые — позиции без специального опыта, куда набирают потоком молодых и активных. Например, продажи, официанты, бармены, хостес, промоутеры, операторы колл-центров, менеджеры начального уровня.
«Сейчас огромный спрос на молодые кадры, так как многие компании осознали, что им эффективнее и дешевле растить персонал с нуля, чем привлекать с рынка», — добавила эксперт.
Другая история — когда компании прицельно отбирают талантливых студентов профильных вузов и ведут их до выпуска. По словам Чуксеевой, еще пару лет назад такие глубокие партнерства с вузами — с именными стипендиями, совместными кафедрами, стажировками — могли себе позволить только крупные бренды. Первыми такое сотрудничество практиковать отрасли, в которых особенно чувствуется кадровый голод: ИТ, консалтинг, FMCG, фарма. Компаниями-первопроходцами стали Mail.ru Group, Danon, Яндекс.
«Постепенно эта практика расширяется, сегодня уже многие средние компании и не всегда мегабрендовые также приходят в вузы за кадровым резервом», — рассказала Чуксеева.
Целый департамент тинейджеров будет создан в центре блокчейн-компетенций ВЭБа — эту работу корпорация ведет вместе с НИТУ МИСиС. В департаменте будут работать только подростки в возрасте от 14 до 17 лет. Однако пока примеру ВЭБа готовы следовать немногие: большинство компаний неохотно берут на работу подростков, так как у них нет еще соответствующих знаний, профессиональных навыков.
«Они работают неполный день или на проекте в летнее время, поэтому компания если и предлагает подросткам работу, то чаще всего не требует серьезных знаний. Скорее эта работа предполагает физический труд», — отметила руководитель подбора персонала кадрового агентства «Юнити» Ирина Антоненко.
Это курьеры, продавцы-консультанты, раздатчики газет и листовок. «Компании все равно придется заниматься этим сотрудником, уделять ему время, силы и эмоции, и это не каждый работодатель готов сделать, зная, что скоро работник-подросток покинет компанию», — добавила Антоненко.
Однако возможность раздавать листовки, расклеивать объявления, выполнять мелкие поручения через специализированные приложения есть у школьников в больших городах. В маленьких городах и поселениях такой работы для подростков чаще всего нет.
«В регионах предложений может быть меньше, так как офисы крупных работодателей базируются, как правило, в столице или крупных городах», — подтвердила Анна Чуксеева.
Но и там, по ее словам, есть свои градообразующие предприятия — например, завод Volkswagen в Калуге, НЛМК в Липецке, «Сибур» в Тобольске. Все эти предприятия сотрудничают с местными вузами.
Выходом из ситуации может стать Интернет и дистанционная работа, полагает Марина Мелия-мл.
«Причем найти себя там смогут как ребята с минимальной технической грамотностью, так и обладающие специализированными знаниями и умениями. А для родителей компьютер перестанет быть предметом споров с детьми из-за бессмысленного времяпрепровождения за ним», — отметила она.
Удаленно можно расшифровывать тексты, обрабатывать изображения и видео в графических программах, выполнять множество технических функций для интернет-магазинов (например, описывать категории товаров).