Борьба за лидерство позволяет им получать финансовую поддержку государства
Недавно министр образования Ольга Васильева объявила, что количество участников программы
Государственная программа "5-100″ должна к 2020 г. помочь не менее чем пяти российским университетам войти в первую сотню ведущих вузов мира. Для участия в программе правительство выбрало 15 вузов, а в 2015 г. добавило в список еще шесть. Государство не скупилось на программу
«Ведомости» разбирались, в чем же причины хронического невезения наших университетов и на что пошли миллиарды казенных денег.
Как оценивают
Качество образования ни при чем, считает Денис Конанчук, академический директор московской школы управления «Сколково». Система оценки ориентирована совсем на другие показатели: в большинстве международных рейтингов критерий «преподавание» дает лишь
Самые известные международные рейтинги вузов — THE, QS World University Rankings (организатор — консалтинговая компания Quacquarelli Symonds) и шанхайский рейтинг Academic Ranking of World Universities (ARWU). Чтобы принять участие, вуз должен отправить составителям рейтинга пакет документов. Университеты рассказали «Ведомостям», что посылали сведения о числе иностранных студентов и преподавателей в вузе, количестве проведенных исследований, участии в международных конференциях и международном сотрудничестве, а также о бюджете университета. Кроме того, составители просят вузы предоставить списки экспертов в сфере образования в СНГ и запрашивают мнения этих экспертов о конкретных учебных заведениях. Например, THE обычно опрашивает 20 000 экспертов по всем вузам-участникам, говорит Сергей Малиновский, замдиректора Института образования Научно-исследовательского университета Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ). По его словам, вуз дает координаты экспертов, но не знает, к кому именно составители рейтинга обратятся и сколько экспертов опросят.
Мало лабораторий
Составители рейтингов судят о вузе также по цитируемости научных публикаций преподавателей университета в известных мировых научных изданиях. Для подсчета цитируемости составители рейтингов изучают базы данных по научным изданиям Scopus и Web of Science. Наши вузы набрали небольшое количество баллов за цитируемость.
Наши вузы также получают невысокие оценки за научные исследования. В России все исследования традиционно сосредоточены в РАН, разъясняет Малиновский из ВШЭ. Российские университеты всегда были исключительно образовательными учреждениями, а не исследовательскими центрами, как на Западе. В этом причина неуспехов наших вузов в международных рейтингах, говорит эксперт.
В 2012 г. МФТИ и еще несколько крупных российских вузов получили приглашение от составителей известного международного рейтинга университетов Times Higher Education (THE). Такие бесплатные приглашения, по словам директора по развитию вуза Виталия Багана, составители рейтинга рассылают многим университетам. МФТИ вошел в THE в 2015 г., но оказался в хвосте — в группе мест с
Чтобы войти в первую сотню, отечественным вузам надо превратиться из обычных образовательных учреждений в научно-образовательные центры, где проводятся инновационные исследования, говорит Конанчук.
Догнать Запад за 41,5 млрд руб.
Деньги между вузами распределяет совет программы
Как рассказывает Баган, совет делит участников программы на три группы: высшую, среднюю и низшую. МФТИ в этом году вошел в высшую группу и получил 849,2 млн руб., говорит он. Примерно такую же сумму совет выделил Высшей школе экономики, МИФИ, МИСиСу, Казанскому и новосибирскому университетам, а также петербургскому ИТМО. Участники второй группы получили по 482,1 млн руб., а вузы из третьей группы — по 141,5 млн руб.
Больше заработают
Вузы поняли: чем больше усилий они тратят на продвижение в международных рейтингах, тем больше денег они получат от государства, замечает Алясов. Деньги, которые ВШЭ получает по программе
Как уверяют руководители университетов, у их учебных заведений есть заботы поважнее участия в рейтингах. МГУ следит за правильной организацией процесса обучения, за успехами выпускников на российском и международном рынках, за долей бюджетных студентов и за тем, чтобы все нуждающиеся студенты были обеспечены местами в общежитиях, рассказывает проректор МГУ Алексей Хохлов. А ректор МИСиС Алевтина Черникова рассказывает, что вуз ведет постоянную работу примерно с 1500 работодателями выпускников.
Однако невысокие результаты рейтингов вскрыли проблемы, которые тоже надо решать, считает Хохлов. Например, МГУ запустил программу по созданию самостоятельных лабораторий для молодых ученых. МФТИ тоже открыл 50 научных лабораторий, рассказывает Баган. А Черникова говорит, что МИСиС открыл 30 инжиниринговых научных центров и начал проект по углубленному изучению английского языка совместно с Кембриджским университетом, а также организовал центр изучения русского языка для иностранных студентов. Число иностранных студентов в МИСиС выросло с 255 человек в 2012 г. до 1000 в 2017 г., говорит она.
Приток иностранных студентов — следствие участия в рейтингах, считают эксперты. Вузы с помощью рейтингов продают себя будущим студентам и аспирантам, чтобы те пришли именно к ним и заплатили за обучение, говорит Алясов. Чем больше иностранных студентов и аспирантов, тем больше зарабатывает вуз. Российские абитуриенты тоже готовы вкладываться в обучение в рейтинговых вузах, отмечает Алясов.
Рейтинговому вузу легче попасть в коммерческие международные исследовательские проекты, получить заказы корпораций или собрать средства в свой фонд целевого капитала (эндаумент-фонд), рассказывает Андрей Ракитин, руководитель практики «Образование» Odgers Berndtson. Поэтому между присутствием в рейтинге и финансовым положением университета есть прямая связь, говорит он.
Разделить на всех
Рустем Вахитов, доцент кафедры философии факультета философии Башкирского государственного университета, считает себя представителем типичного провинциального вуза. Преподаватели перегружены учебными часами и у них физически нет времени на написание научных статей. Провинциальные вузы не могут себе позволить оплачивать преподавателям командировки на научные конференции даже в Москву, не то что за рубеж, говорит Вахитов. «Зачем нам международные рейтинги, когда в большинстве российских вузов нет условий для развития научной деятельности?» — недоумевает он.
Как считает проректор РАНХиГС Сергей Мясоедов, нет смысла тратить огромные деньги на развитие нескольких и без того преуспевающих университетов, когда большинство вузов страны находятся в плачевном состоянии. Мясоедов убежден, что деньги, которые сейчас тратятся на лидеров, надо распределить по всей системе образования и постараться подтянуть до международного уровня все вузы.
Создать в России университеты, подобные западным, — утопия, считает Вахитов. Нужно поднимать общий уровень образования в вузах, тогда в них сформируется научная среда из множества ученых, которые будут работать на экономику. А сейчас лидеры занимаются тем, что взращивают небольшое количество звезд науки, которые бы получили признание на Западе, полагает