14 октября 2019 года в НИТУ «МИСиС» при содействии Городского методического центра прошел семинар для московских учителей «Знакомьтесь: наш мир. Физика всего на свете». Спикерами выступили Дмитрий Ливанов, российский государственный деятель, доктор физико-математических наук, лауреат премии Правительства РФ в области образования и почетный работник общего образования РФ, обладатель диплома «Золотой фонд прессы», дважды лауреат конкурса «Грант Москвы» Сергей Волков.
Как увлечь современного школьника изучением физики? Как сделать уроки физики интересными? Как в простой и увлекательной форме рассказать о сложных физических явлениях? Как повысить мотивацию школьников к изучению физики и расширить научный интерес среди молодёжи? Эти и другие вопросы популяризации физических знаний обсуждались в формате открытого семинара, собравшего более двухсот московских преподавателей, учителей организаций общего и среднего профессионального образования, а также представителей пяти филиалов НИТУ «МИСиС».
Дмитрий Ливанов, профессор и физик-теоретик, в начале своего выступления процитировал знаменитого английского физика и космолога Стивена Хокинга «Школьная наука часто преподается в сухой и неинтересной форме. Дети учатся механически запоминать, чтобы сдать экзамен и не видят связи науки с окружающим миром». Вклад в решении этой проблемы профессор Ливанов внес, представив свою новую книгу «Знакомьтесь: наш мир. Физика всего на свете», научно-популярную работу, адресованную школьникам старших классов и студентам.
По словам Ливанова, в настоящее время всего 25% выпускников российских школ выбирают физику в качестве экзаменационного предмета ЕГЭ, однако потенциально эта цифра может быть гораздо выше. Формальное, оторванное от реальности и перегруженное формулами и математическим аппаратом изложение физики в современной школе — тому виной. Помимо этого, в общественном сознании силен стереотип о том, что гуманитарные предметы доступнее и проще для изучения, а в недавнем прошлом с профессиями, вытекающими из гуманитарных знаний, прочно был связан ярлык престижности.
«Особое значение физики для развития цивилизации в том, что, во-первых, — описывая и объясняя явления природы, она формирует научную картину мира современного человека, — подчеркнул Ливанов. — Во-вторых, именно физика определяет технологическое развитие человечества. Все, чем отличается современная цивилизация от обществ прошлых веков, появилось в результате применения на практике физических открытий: исследования в области электромагнетизма привели к появлению бытовых приборов, мобильных телефонов и интернета, механика и термодинамика позволили создать автомобили и поезда, развитие физики полупроводников привело к появлению компьютеров, а аэродинамики — самолетов».
Однако Дмитрий Ливанов обозначил, что гуманитарные науки при глубоком и профессиональном подходе не менее важны, поскольку, в отличие от физики с ее законами окружающего мира, изучают и описывают закономерности, по которым живет и развивается человеческое сообщество.
Сергей Волков, учитель русского языка и литературы, в течение многих лет преподающий у учащихся профильных физико-математических лицеев и школ с углубленным изучением этих дисциплин, отметил, что именно такие дети обладают особым чутьем и интересным, нестандартным взглядом на литературу. К примеру, в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу...» один из его учеников увидел не что иное, как зарождение пространства. «Я» здесь играло роль точки, дорога — луча, разговор с Богом — вертикальную ось системы координат, зарождение плоскости, а разговор звезд — третье измерение пространства.
«Физика — это уникальный школьный предмет, объясняющий чудеса, и сами физики смотрят на мир очень интересно, — подчеркнул Сергей Волков. — Общим принципом, объединяющим такие разные предметы как физика и литература, на мой взгляд, выступает драма. Драма людей — и драма идей. Поэт и физик оба изучают нашу Вселенную, просто с разных точек зрения, и обе дополняют друг друга».
В результате дискуссии участники семинара пришли к общим выводам, что извечный спор физиков и лириков не имеет смысла, поскольку для становления и развития гармоничной личности безусловно важно и то, и другое. Образный аппарат гуманитарных предметов в школах целесообразно использовать при изучении точных естественных наук, максимально приближать задачи к практическим ситуациям.