Top.Mail.Ru

Цифровизация высшего образования и трансформация образовательного процесса в условиях пандемии

30 сентября состоялся VIII Международного форума ведущих вузов «Глобальная конкурентоспособность». Мероприятие, организованное рейтинговым агентством RAEX, собрало ректоров ведущих вузов, аналитиков и экспертов в сфере образования, представителей бизнес-сообщества, которые обсуждали цифровизацию высшего образования и трансформацию образовательного процесса в условиях пандемии.

На пленарной дискуссии форума «Новые глобальные вызовы для университетов: посткризисное развитие» ректоры девяти российских вузов обсудили индивидуализацию образования, сетевое взаимодействие вузов и партнёрство с корпорациями, влияние на общество и основные миссии университета.

Как отметила ректор НИТУ «МИСиС» Алевтина Черникова, «сегодня у студентов существует массовый запрос на персонифицированный подход к образованию. Университетам необходимо расширять возможности обучающихся в области формирования индивидуальных образовательных траекторий. Ключ к успеху в данном направлении — интеграция науки и образования и максимальное вовлечение студентов в научно-исследовательскую и практико-ориентированную деятельность».

Пандемия застала вузы в разной степени готовности к новым условиям и тем не менее стала отправной точкой к созданию образования будущего и заставила университеты пересмотреть традиционные подходы.

По мнению Виктора Кокшарова, ректора Уральского федерального университета имени первого президента России Б. Н. Ельцина, пандемия показала серьёзное расслоение между университетами по степени готовности к дистанту и отсутствие у вузов единых цифровых решений — немногие смогли оперативно создать и запустить онлайн-курсы.

Участники дискуссии пришли к выводу, что добиться полноценной замены очного образования дистанционным сейчас невозможно. Ректор НИЯУ МИФИ Михаил Стриханов обратил внимание на такой минус дистанционных технологий, как отсутствие «частного пространства педагога»: общаться со студентами приходится в любое время суток. В целом пандемия дала эффект благодаря гибриду очного и онлайн-обучения. Сегодня необходимо готовиться к разным сценариям образовательного процесса, но основной будет гибридный.

«Сегодня каждому вузу необходимо выработать свою, авторскую модель смешанного обучения, которая будет гармонично сочетать классические подходы в образовании и цифровые механизмы. В новых условиях профессия преподавателя неизбежно трансформируется и станет более творческой — привычное менторство практически полностью уйдет в онлайн», — сказала Алевтина Черникова.

На форуме был представлен IX ежегодный рейтинг лучших вузов России RAEX-100, состоялась церемония награждения университетов по результатам их деятельности. НИТУ МИСиС" подтвердил позиции в ТОП-20 ведущих вузов страны и был отмечен в номинации «Научная эффективность».

д.э.н. Александр Мясков, директор Горного института НИТУ МИСИС, заслуженный эколог Россиид.э.н. Александр Мясков, директор Горного института НИТУ МИСИС, заслуженный эколог России
Эксперты на Национальном промышленном форумеЭксперты на Национальном промышленном форуме
Делегация НИТУ МИСИС в средней школы № 1 городского округа ОрдосДелегация НИТУ МИСИС в средней школы № 1 городского округа Ордос