Top.Mail.Ru

Ученые НИТУ МИСИС предложили альтернативу дорогостоящим сплавам для транспорта и машиностроения

Исследователи НИТУ МИСИС представили обновлённый состав стали для авто-, авиа-, ж/д и машиностроительной отрасли, сочетающий высокую прочность и пластичность. Сплав может стать альтернативой дорогим никелевым материалам и позволит снизить вес конструкций.

Создание стойкой и пластичной стали для транспорта и машиностроения остаётся актуальной задачей, так как традиционный материал на основе железа с добавлением хрома и никеля — дорогостоящий вариант. Учёные НИТУ МИСИС предложили более экономичный состав на основе железа, марганца, алюминия, углерода и кремния.

«НИТУ МИСИС — признанный лидер в области металлургии, занимает 51-75 место в мире и 1-е место в России по направлению Metallurgical Engineering ведущего международного рейтинга ARWU. Наши ученые занимаются разработками, которые находят применение в различных отраслях промышленности — от медицины до авиа- и ракетостроения. Новый сплав стали, сочетающий высокую прочность и пластичность, может найти применение на машиностроительных предприятиях для производства высокопрочных деталей», — сказала ректор Университета МИСИС Алевтина Черникова.

Исследователи изучили новый сплав в различных состояниях на многофункциональном термомеханическом симуляторе: после отливки, закалки, старения и горячей деформации. Они обнаружили, что марганец и алюминий позволили уменьшить плотность и удельную массу образца, а добавка кремния стала ключевой в получении баланса между прочностью и способностью к деформации.

«Когда углерод соединяется с металлом, образуются карбиды, которые снижают пластичность и коррозионную стойкость материала. Добавка алюминия изменила поведение стали: прочность увеличилась без серьёзных потерь пластичности. Нам также удалось повысить устойчивость к ударам и низким температурам», — сказал к.т.н. Александр Чурюмов, доцент кафедры металловедения цветных металлов НИТУ МИСИС.

Ранее после термической обработки предел текучести материала из железа, марганца, алюминия и углерода не превышал 800–900 МПа. После легирования добавками показатель превысил 1000 МПа. При нагреве сплава до 1050 °C карбиды исчезли, а структура стала однородной. Подробности работы опубликованы в научном журнале Materials (Q2).

«В исследовании мы использовали только доступные металлы. Благодаря этому новая сталь может применяться в самых разных областях, где важно снизить вес конструкции без увеличения затрат. Прочностные свойства образца оказались выше, чем у многих современных автомобильных сплавов», — сказала младший научный сотрудник кафедры металловедения цветных металлов НИТУ МИСИС Алёна Казакова.

Благодаря высокой энергии поглощения ударов новый сплав может использоваться при производстве более лёгких и прочных конструкций и других силовых элементов в машиностроении, а также кузовных панелей и рам у транспортных средств.

д.э.н. Александр Мясков, директор Горного института НИТУ МИСИС, заслуженный эколог Россиид.э.н. Александр Мясков, директор Горного института НИТУ МИСИС, заслуженный эколог России
Эксперты на Национальном промышленном форумеЭксперты на Национальном промышленном форуме
Делегация НИТУ МИСИС в средней школы № 1 городского округа ОрдосДелегация НИТУ МИСИС в средней школы № 1 городского округа Ордос
В НИТУ МИСИС разработали инновационный гель для борьбы с кариесомВ НИТУ МИСИС разработали инновационный гель для борьбы с кариесом