Первый вариант Словаря согласованных терминов, подготовленный коллективом авторов — составителей: Селезнева Н.А. — руководитель мероприятия (проекта), Пугач В.Ф., Ворожейкина О.Л., Розина Н.М., Тарасюк Л.Н., Цейкович К.Н., был издан в 2002 г. Первый вариант Словаря содержал около 80 терминов и определений. Словарь включал перечень и определения терминов, используемых в законах об образовании государств — участников СНГ и государств Балтии, и предлагаемые согласованные определения.
Кафедра ЮНЕСКО по сравнительным исследованиям качества высшего образования на базе НИТУ МИСИС является правопреемником ИЦ ПКПС — Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов МИСИС
Деятельность кафедры базируется на фундаменте, созданном в Исследовательском центре и Институте качества высшего образования. Он включает анализ Болонского процесса, совместные со странами СНГ исследования, включающие сравнения образовательных стандартов высшего образования, терминологии нормативно-законодательных документов в области образования. Результаты исследований представлены и отмечены в следующих материалах:
Сравнительные исследования и анализ терминологии нормативно-законодательных документов в области образования стран СНГ
В рамках данного направления коллектив кафедры продолжает работу по изучению законов об образовании стран СНГ и исследование основных направлений развития систем образования стран СНГ в современном мире.
Новая редакция Словаря согласованных терминов, подготовленная коллективом авторов — составителей: Селезнева Н.А.. — руководитель мероприятия (проекта), Пугач В.Ф., Ворожейкина М.Э. Жуковская, была издана в 2012 г. Словарь содержал более 200 терминов и определений.
Выбор указанного направления исследования обусловлен тем, что концепция формирования современного образовательного пространства СНГ предусматривает общность принципов государственной политики в сфере образования, согласованность государственных образовательных стандартов, программ, стандартов и требований по подготовке и аттестации научных и научно-педагогических кадров, сочетаемых с равными возможностями и реализацией прав граждан на получение образования в образовательных организациях на территориях государств Содружества.
Это определило актуальность в создании «Словаря согласованных терминов и определений в области образования государств — участников Содружества Независимых Государств».
Она обусловлена: экономической и социальной потребностями в открытых системах образования государств—участников СНГ, академической и профессиональной мобильностью молодежи, признанием документов об образовании, ученых степеней и званий, квалификаций и т.д.
«Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств — участников Содружества Независимых Государств» основан на терминологии, используемой в законах об образовании всех стран СНГ, а также, модельных законов, касающихся образования, подготовленных Межпарламентской Ассамблеей СНГ.
Словарь содержит определения терминов из законов об образовании, а также построенные на основе этого — определения, которые предлагаются в качестве согласованных для государств — участников СНГ.
«Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств — участников Содружества Независимых Государств» отмечен как лучший проект 2012 года, выполненный совместно с Межгосударственным фондом гуманитарного сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств (МФГС). Информация о Словаре размещена на различных интернет-ресурсах.
Словарь согласованных терминов получил в 2013 г. Регистрационное свидетельство обязательного федерального экземпляра электронного издания № 28012
Работа над «Словарем согласованных терминов и определений в области образования государств — участников Содружества Независимых Государств» в настоящее время продолжается, поскольку появляются новые редакции законов и новые законы в области образования в странах СНГ.